НРН.ру Новостройки База данных Коммерческая недвижимость Аренда жилья Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Вторичное жилье
14+
   

Реформа ЖКХ: трудности перехода

 
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Недавно во Владимире стартовал пилотный проект по передаче в частные руки городских теплосетей. В ближайшее время на концессию планируется передать еще два предприятия - в Воронеже и Перми. Делается это лишь с одной целью – привлечь частные средства для проведения реформы ЖКХ, ведь, по разным подсчетам, только на приведение в порядок всех коммунальных систем необходимо от 6 до 11 трлн руб.

А таких денег в госбюджете нет и не будет. Поэтому уже не первый год государственные мужи говорят о необходимости привлечения в отрасль частного капитала. Однако ни один инвестор не будет вкладывать туда, где деньги исчезают, как в черной дыре, где нет никакой гарантии возврата и где правила игры меняются минимум раз в год.

Для того чтобы хоть как-то привлечь в отрасль деньги и повысить инвестиционную привлекательность отрасли, на государственном уровне разрабатываются следующие шаги. Во-первых, необходимо сформировать долгосрочную модель бизнеса. Для этого планируется перевести отрасль на долгосрочные тарифы (минимум на три года) вместо современного ежегодного формирования. Во-вторых, на восстановление и модернизацию сетей могут быть привлечены средства из дополнительных источников. В качестве одного из таких рассматриваются средства пенсионных накоплений. В-третьих, для компаний, которые вступят в концессию, будут предусмотрены льготы и послабления.

В плане привлечения инвестиций предусмотрен даже механизм приватизации концессионных объектов. В ближайшее время в концессии планируется передать еще 20 объектов, расположенных в Красноярском крае, Саратовской, Ростовской, Свердловской, Курганской, Новосибирской, Калужской, Московской, Новгородской, Волгоградской, Тамбовской, Челябинской, Архангельской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской областях и Пермском крае.

Бессилие государства подчас создает впечатление, что Россия - первая страна, где проводится глобальная реформа ЖКХ. Однако это далеко не так, и, возможно, опыт других стран может быть применен и в нашей стране.

Опыт Франции

Франция.jpegКоммунальные службы Франции преимущественно являются муниципальными, но опыт применения концессий в коммунальном хозяйстве достаточно широко распространен по сей день.

Сначала предприятие коммунальной сферы по договору концессии передается в эксплуатацию частной компании. Далее услуги производятся за счет концессионера, при этом он имеет право взимать с потребителей платежи за их предоставление.

Компании, занимающиеся электро-, газо- и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой ТБО и вообще любых отходов, работают по контракту, заключенному с муниципалитетами, причем существуют контракты нескольких типов.

Одни договоры предусматривают только эксплуатацию коммунальных систем, другие закрепляют за компанией ответственность за ремонт коммуникаций и объектов, а третьи могут обязать частную компанию в том числе и возводить новые объекты инфраструктуры и вообще развивать сетевое хозяйство в закрепленном муниципальном образовании.

На уровне правительства устанавливаются стандарты на обеспечение жилого фонда необходимыми ресурсами, например, на качество воды. В каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы: давление воды, диаметр труб - вплоть до материала, из которого трубы сделаны. В этом же контракте определяются будущие тарифы на предоставляемые услуги.

При наличии централизованного газоснабжения во Франции в большинстве случаев используется схема децентрализованного теплоснабжения. Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в стране еще в 60-е годы прошлого века. Сначала была проведена экспертиза, которая показала, что 50% тепла, подаваемого в жилые дома, попросту обогревают улицу. Для борьбы с этим была принята трехлетняя программа утепления жилых домов. Только после нее начались реформирование тарифов и переход на локальное теплоснабжение.

Благодаря выбранному способу текущие издержки на теплоснабжение были существенно снижены, дополнительных инвестиций потребовала лишь установка нового оборудования (котельной).

В долгосрочном плане такая схема оказалась не только дешевле, но и способствовала повышению качества теплоснабжения. Жильцы получили возможность самостоятельно регулировать температурный режим при отоплении зданий, что при централизованном теплоснабжении труднореализуемо технически.

Туманный Альбион

На английскую реформу ЖКХ ушло 15 лет, так что наша страна, по меркам Британии, дошла максимум до середины. В 1997 году при лейбористах был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Получилось, что все то, что недоплатили граждане в прошлом году, включается в тариф на этот год, и так из года в год. Благодаря такой системе у каждого потребителя коммунальных услуг появилось осознание того, что его долги коммунальщикам отразятся на всей стране в следующем году, а списки должников в обязательном порядке будут опубликованы (!) и доступны общественности.

Качество коммунальных услуг в Велико­британии - понятие строго определенное, и оно регламентируется большим количеством измеряемых показателей. В качестве примера можно привести время дозвона до диспетчерской службы, которое составляет 30 секунд. Все разрозненные муниципальные водоканалы Британии были сначала переведены в собственность десяти региональных государственных компаний, затем объединены, а потом приватизированы.

Перед передачей водоканалов в частные руки государство списало все долги предприятий, за собственные средства привело все коммуникации в работоспособное состояние, провело паспортизацию и постановку на баланс всего имущества предприятий.

До падения Берлинской стены

С 1989 года в Восточной Германии начался период реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но основные условия для упорядоченной деятельности жилищных предприятий стали действовать лишь с октября 1991 года.

На проведение глобальной реформы всей системы ЖКХ Германию толкнули следующие причины: ветхое состояние внутридомовой и коммунальной инфраструктуры приводило к большим потерям ресурсов; информация о техническом состоянии инфраструктуры была недоступна или полностью отсутствовала; система тарифного ценообразования не позволяла покрывать затраты; потребители услуг не были заинтересованы в экономии ресурсов; жилищно-коммунальные услуги предоставлялись с низким качеством. Основой реформы было построение системы эффективного муниципального самоуправления. Для этого необходимо было прежде всего демонополизировать и акционировать надрегиональных поставщиков услуг, модернизировать коммунальную инфраструктуру и жилищный фонд, усовершенствовать ценообразование для покрытия существующих затрат. Реализация поставленных целей заключалась в следующих мероприятиях. В целях совершенствования ценообразования необходимо было проработать схемы, которые позволяли покрывать текущие затраты в среднесрочной перспективе. Для этого отказались от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и перешли к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от получаемых ими доходов. Получил развитие принцип «необеспеченные слои населения получают помощь за счет богатых», а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов. В результате освободившиеся бюджетные средства были направлены в качестве инвестиций в модернизацию сетей и оборудования. Средства выделялись путем предоставления грантов и кредитов под низкие проценты.

После объединения Восточной и Западной Германии особое внимание стало уделяться приватизации муниципального и государственного жилищного фонда. Бесплатной приватизации не проводилось.

Вся сфера ЖКХ была отдана в частные руки, но при этом были обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий. Земля перешла в их собственность. На базе государственных надрегиональных предприятий были созданы так называемые городские коммунальные компании в форме акционерных обществ. Часть предприятий по поставке воды и обработке сточных вод перешла в собственность муниципалитетов на публично-правовой основе, а часть присоединилась к структуре городских коммунальных компаний. Образовались рыночные условия для работы коммунальных компаний. Поставщиков услуг стали выбирать на конкурсной основе, это было закреплено новым законодательством.

По материалам сайта www.progkh.ru

Оставить свой комментарий

Отправить
Защита от автоматических сообщений